СДАМ ГИА: РЕШУ ЦТ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
История Беларуси
история белоруси
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Выбор правильного положения из списка

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 13 № 13

Эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие бе­ло­рус­ских зе­мель во вто­рой по­ло­ви­не XVI — пер­вой по­ло­ви­не XVII в. ха­рак­те­ри­зо­ва­лось:

1) уси­ле­ни­ем фе­о­даль­ной экс­плу­а­та­ции
2) от­сут­стви­ем це­хо­во­го ре­мес­ла
3) уве­ли­че­ни­ем ко­ли­че­ства сво­бод­ных кре­стьян
4) рас­ши­ре­ни­ем ма­ну­фак­тур­но­го про­из­вод­ства

2
Задание 15 № 15

Пред­став­лен­ная на фо­то­гра­фии про­дук­ция была из­го­тов­ле­на в XVIII в. на ма­ну­фак­ту­ре в:

1) На­ли­бо­ках
2) Слуцке
3) Виш­не­во
4) Несвиже

3
Задание 12 № 62

Отдельные руководители православной церкви, поддержавшие заключение Берестейской (Брестской) церковной унии, рассчитывали на:

1) сближение с протестантской церковью
2) реформирование политической системы Речи Посполитой
3) возвышение православной церкви и возвращение ей былого авторитета в общеcтве
4) ослабление феодальной эксплуатации крестьянства

4
Задание 14 № 64

Определите одну из причин кризиса Речи Посполитой во второй половине XVIII в.:

1) ограничение политических прав и свобод шляхты
2) проведение политических и экономических реформ
3) борьба магнатских группировок за власть
4) существование абсолютной монархии

5
Задание 13 № 113

Определите итог реформы образования 1770—1790-х гг. в Речи Посполитой:

1) зна­чи­тель­ное уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства школ
2) введение обязательного среднего образования
3) уси­ле­ние кон­тро­ля церк­ви за об­ра­зо­ва­ни­ем
4) перевод обучения на латинский язык

6
Задание 42 № 142

За­пи­ши­те на­зва­ние унии, ко­то­рая была за­клю­че­на между Поль­шей и ВКЛ во вто­рой по­ло­ви­не XVI в. и при­ве­ла к со­зда­нию но­во­го го­су­дар­ства.


7
Задание 43 № 143

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий.

 

A) При­ня­тие Кон­сти­ту­ции 3 мая в Речи Поспо­ли­той

Б) вы­ступ­ле­ние М. Глин­ско­го про­тив вер­хов­ной вла­сти

B) утвер­жде­ние II Ста­ту­та ВКЛ

Г) за­клю­че­ние Бе­ре­стей­ской (Брест­ской) цер­ков­ной унии

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: ВАГБ.


8
Задание 9 № 159

Одним из путей полонизации великокняжеской шляхты в Речи Посполитой во второй половине XVI — XVII в. являлось:

1) присоединение к католической церкви
2) сохранение в качестве официального старобелорусского языка
3) принятие III Статута ВКЛ
4) присоединение к протестантской церкви

9
Задание 10 № 160

Определите характерные черты жизни белоруссқого города в XVI — первой половине XVII в.:

 

а — упадок ремесленных цехов

б — наличие большого количества мануфактур

в — увеличение количества городского населения

г — рост противоречий между городскими верхами и беднотой

1) а, б
2) в, г
3) б, в
4) а, г

10
Задание 11 № 161

Казацко-крестьянская война 1648—1651 гг. для белорусских земель стала началом:

1) ослабления феодального угнетения
2) проведения коренных политических реформ
3) завоевания политической независимости
4) наступления «разрушительного столетия»

11
Задание 13 № 163

Соседние страны вмешивались во внутренние дела Речи Посполитой с целью:

1) сохранения политической нестабильности в стране
2) укрепления центральной власти монарха
3) проведения экономических реформ
4) ограничения политических прав шляхты

12
Задание 9 № 209

Казацко-крестьянская война в Речи Посполитой началась в:

1) 1609 г.
2) 1632 г.
3) 1648 г.
4) 1654 г.

13
Задание 10 № 210

Опре­де­ли­те усло­вия Люб­лин­ской унии:

 

а — про­ве­де­ние Поль­шей и ВКЛ общей внеш­ней по­ли­ти­ки

б — вве­де­ние об­ще­го­су­дар­ствен­но­го языка в де­ло­про­из­вод­ство

в — со­зда­ние общей су­деб­ной си­сте­мы

г — предо­став­ле­ние по­ля­кам воз­мож­но­сти при­об­ре­тать и вла­деть име­ни­я­ми в Литве, а лит­ви­нам — в Поль­ше

1) а, б
2) б, в
3) в, г
4) а, г

14
Задание 12 № 212

При­ни­мая про­те­стант­ское ве­ро­уче­ние, маг­на­ты и шлях­та ВКЛ в то же время вы­сту­па­ли про­тив:

1) за­клю­че­ния цер­ков­ной унии
2) уве­ли­че­ния на­ло­гов с зе­мель­ных вла­де­ний
3) внеш­ней по­ли­ти­ки пра­ви­тель­ства
4) усло­вий Люб­лин­ской унии

15
Задание 13 № 213

По­след­ний ко­роль Речи Поспо­ли­той (1764—1795), сто­рон­ник уме­рен­ных ре­форм го­су­дар­ствен­но­го строя, ко­то­рый урав­нял в пра­вах дис­си­дентст­кую и ка­то­ли­че­скую шлях­ту, — это:

1) Я. Собесский
2) С. Понятовский
3) Н. Радзивилл Черный
4) Г. Валуа (Валезы)

16
Задание 40 № 241

Опре­де­ли­те три ис­то­ри­че­ских со­бы­тия, ко­то­рые про­изо­шли во вто­рой по­ло­ви­не XVI в.:

 

1) ка­зац­ко-кре­стьян­ская война

2) при­ня­тие III Ста­ту­та ВКЛ

3) за­клю­че­ние Люб­лин­ской унии

4) со­зда­ние Три­бу­на­ла ВКЛ

5) при­ня­тие Су­деб­ни­ка Ка­зи­ми­ра IV

6) за­клю­че­ние Го­ро­дель­ской унии

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 235.


17
Задание 10 № 260

Свидетельством недовольства магнатов положением ВКЛ в составе Речи Посполитой B XVII в. явилось(-ись):

1) отдельное избрание великого князя литовского
2) попытки расторгнуть унию
3) проведение самостоятельной внешней политики
4) заключение союза с Московским государством

18
Задание 11 № 261

Экономическое развитие ВКЛ во второй половине XVIII в. характеризовалось:

1) сокращением посевных площадей
2) улучшением путей сообщения
3) появлением фабричного производства
4) ликвидацией фольварочно-барщинной системы

19
Задание 15 № 265

Восстание под руководством Т. Костюшко произошло в:

1) 1772 г.
2) 1791 г.
3) 1794 г.
4) 1795 г.

20
Задание 9 № 309

Определите одну из причин заключения Люблинской унии:

1) угроза ВКЛ со стороны крестоносцев
2) тяжелое положение ВКЛ в Северной войне
3) заинтересованность польской шляхты в земельных богатствах ВКЛ
4) начало войны ВКЛ с Турцией

21
Задание 11 № 311

Опре­де­ли­те итоги про­ве­де­ния Контр­ре­фор­ма­ции на зем­лях ВКЛ:

 

а — кри­зис и упа­док ка­то­ли­че­ской церк­ви

б — пе­ре­ход зна­чи­тель­но­го ко­ли­че­ства маг­на­тов и шлях­ты в ка­то­ли­цизм

в — рас­ши­ре­ние ате­и­сти­че­ско­го ми­ро­воз­зре­ния в об­ще­стве

г — из­гна­ние за пре­де­лы стра­ны наи­бо­лее ра­ди­каль­ных сто­рон­ни­ков Ре­фор­ма­ции

1) а, б
2) а, в
3) б, г
4) в, г

22
Задание 12 № 312

Опре­де­ли­те по­ли­ти­че­скую за­да­чу Речи Поспо­ли­той во вто­рой по­ло­ви­не XVIII в.:

1) за­креп­ле­ние сво­е­го гос­под­ства в Ев­ро­пе
2) уча­стие в борь­бе за выход к Чер­но­му морю
3) лик­ви­да­ция Люб­лин­ской унии
4) пре­одо­ле­ние внут­ри­по­ли­ти­че­ско­го кри­зи­са

23
Задание 13 № 313

Определите одну из характерных черт развития образования на белорусских землях во второй половине XVIII в.:

1) перевод обучения на латинский язык
2) деятельность Эдукационной комиссии
3) введение обязательного среднего образования
4) усиление контроля церкви над образованием

24
Задание 9 № 359

Антипольские настроения шляхты ВКЛ после Люблинской унии проявились в:

1) принятии III Статута ВКЛ
2) продолжении Ливонской войны
3) избрании отдельного монарха
4) переговорах о союзе с Турцией

25
Задание 11 № 361

Созданию униатской церкви на белорусских землях в конце XVI в. содействовало(-a):

 

а — господство идей Просвещения в обществе

б — деятельность православных братств

в — развитие реформационного движения

г — поддержка со стороны верховной власти

1) а, б
2) а, в
3) в, г
4) б, г

26
Задание 12 № 362

Одной из причин политического кризиса в Речи Посполитой в XVIII в. была(-о; был):

1) борьба магнатских группировок
2) существование неограниченной монархии
3) увеличение войска Речи Посполитой
4) подъем рабочего движения

27
Задание 13 № 363

Определите одну из характерных черт развития образования на белорусских землях во второй половине XVIII в.:

1) усиление контроля католической церкви над образованием
2) преподавание в школах преимущественно на русском языке
3) придание школьному образованию более светского характера
4) открытие Горы-Горецкого земледельческого института

28
Задание 9 № 409

Принятие Статута ВКЛ 1588 г. свидетельствовало о:

1) превращении ВКЛ в абсолютную монархию
2) ликвидации крепостного права
3) начале создания общегосударственного законодательства
4) сохранении определенной самостоятельности ВКЛ в составе Речи Посполитой

29
Задание 11 № 411

Опре­де­ли­те при­чи­ны спада ре­фор­ма­ци­он­но­го дви­же­ния в ВКЛ в конце XVI в.:

 

а — про­воз­гла­ше­ние пра­во­сла­вия го­су­дар­ствен­ной ре­ли­ги­ей

б — узкая со­ци­аль­ная база Ре­фор­ма­ции

в — на­силь­ствен­ное на­саж­де­ние про­те­стан­тиз­ма среди на­се­ле­ния

г — под­держ­ка ка­то­ли­че­ской церк­ви со сто­ро­ны вер­хов­ной вла­сти

1) а, г
2) г, в
3) б, в
4) б, г

30
Задание 13 № 413

Новым явлением в развитии образования на белорусских землях во второй половине XVIII в. являлась(-ся; -ось):

1) организация профессионального обучения
2) перевод обучения на русский язык
3) начало деятельности первого в Беларуси исторического музея
4) открытие Виленского университета

31
Задание 12 № 462

Опре­де­ли­те глав­ную цель вос­ста­ния под ру­ко­вод­ством Т. Ко­стюш­ко:

1) вос­ста­нов­ле­ние Речи Поспо­ли­той в гра­ни­цах 1772 г.
2) со­хра­не­ние шля­хет­ских воль­но­стей
3) лик­ви­да­ция Люб­лин­ской унии
4) ликвидация крепостного права

32
Задание 13 № 463

Новым явлением в развитии образования на белорусских землях во второй половине XVIII в. являлось(-ась):

1) открытие Горы-Горецкого земледельческого института
2) начало деятельности первого в Беларуси исторического музея
3) открытие ланкастерских школ
4) организация профессионального обучения

33
Задание 14 № 464

Пер­вый рек­тор Ви­лен­ской ака­де­мии (см. порт­рет), иезу­ит, пуб­ли­цист и бо­го­слов, автор книги «О един­стве церк­ви Бо­жьей» — это:

1) М. Смот­риц­кий
2) И. Кун­це­вич
3) К. Лыщинский
4) П. Скар­га

34
Задание 9 № 509

В ходе проведения Люблинского сейма (1569) часть магнатов ВКЛ была недовольна:

1) установлением абсолютной монархии
2) утратой Княжеством трети территории
3) запрещением создания конфедераций
4) ликвидацией государственного статуса белорусского языка

35
Задание 10 № 510

В белорусских городах верхи Купечества, которые занимались внешней торговлей, — это:

1) портачи
2) от­ро­ки
3) гости
4) сотники

36
Задание 11 № 511

Тяжелое положение православной церкви в ВКЛ в XVI в. было вызвано следующими причинами:

 

а — отсутствием поддержки со стороны государственной власти

б — значительным увеличением налогов с церковных владений

в — запрещением деятельности православных братств

г — расширением Реформации в ВКЛ

1) а, г
2) а, в
3) б, в
4) г, б

37
Задание 12 № 512

Политический кризис Речи Посполитой в XVIII в. был вызван:

1) злоупотреблением шляхетскими вольностями
2) неограниченной властью короля
3) привлечением представителей низших сословий к государственному управлению
4) восстанием под руководством Т. Костюшко

38
Задание 13 № 513

Определите одну из характерных черт развития белорусской культуры во второй половине XVIII в.:

1) введение обязательного среднего образования
2) создание музеев и публичных библиотек
3) преподавание в школах преимущественно на русском языке
4) создание профессиональных крепостных театров

39
Задание 14 № 514

Король Речи Посполитой (см. портрет), избран шляхтой натрон в 1573 г., подписал ряд документов, которые значительно ограничили полномочия короля в государстве, — это:

1) Я. Собесcкий
2) С. Понятовский
3) Н. Радзивилл Черный
4) Г. Валуа (Валезы)

40
Задание 10 № 560

Важным достижением в борьбе за сохранение самостоятельности ВКЛ после Люблинской унии явилось:

1) создание Трибунала ВКЛ
2) возвращение ВКЛ Волыни, Киевщины и Подолья
3) заключение Брестской церковной унии
4) избрание в ВКЛ отдельного монарха

41
Задание 14 № 564

Участ­ни­ки вос­ста­ния 1794 г. вы­сту­па­ли за:

 

а — пе­ре­да­чу земли кре­стья­нам в част­ную соб­ствен­ность

б — вывод ино­стран­ных войск с тер­ри­то­рии Речи Поспо­ли­той

в — воз­вра­ще­ние не­огра­ни­чен­ных шля­хет­ских воль­но­стей

г — осу­ществ­ле­ние по­ли­ти­че­ских ре­форм

1) а, б
2) б, в
3) а, г
4) б, г

42
Задание 10 № 610

Ко­роль Речи Поспо­ли­той С. Ба­то­рий в 1579 г. издал спе­ци­аль­ный при­ви­лей, ко­то­рым:

1) за­пре­тил ис­поль­зо­ва­ние права «ли­бе­рум вето»
2) утвер­дил опре­де­лен­ную са­мо­сто­я­тель­ность ВКЛ в со­ста­ве Речи Поспо­ли­той
3) за­кре­пил в ка­че­стве офи­ци­аль­но­го поль­ский язык
4) ос­но­вал Ви­лен­скую ака­де­мию

43
Задание 11 № 611

Опре­де­ли­те осо­бен­ность раз­ви­тия ма­ну­фак­тур­но­го Про­из­вод­ства в ВКЛ в XVIII в.:

1) раз­ме­ща­лось толь­ко в круп­ных го­ро­дах
2) вво­ди­лись огра­ни­че­ния на со­зда­ние ма­ну­фак­тур со сто­ро­ны го­су­дар­ства
3) от­сут­ство­вал рынок сбыта из­го­тов­лен­ной про­дук­ции
4) ма­ну­фак­ту­ры при­над­ле­жа­ли пре­иму­ще­ствен­но круп­ным зем­ле­вла­дель­цам

44
Задание 13 № 613

Одним из ав­то­ром де­кла­ра­ции цер­ков­ной унии 1596 г. яв­лял­ся пра­во­слав­ный епи­скоп:

1) К. Тер­лец­кий
2) В. Тяпинский
3) С. Со­боль
4) М. Смот­риц­кий

45
Задание 14 № 614

К по­ра­же­нию вос­ста­ния 1794 г. в Речи Поспо­ли­той при­ве­ло от­сут­ствие:

 

а — под­держ­ки со сто­ро­ны ос­нов­ной массы кре­стьян и мещан

б — ру­ко­во­дя­щих ор­га­нов вос­ста­ния

в — един­ства среди вос­став­ших

г — под­держ­ки со сто­ро­ны ка­то­ли­че­ско­го и уни­ат­ско­го ду­хо­вен­ства

1) а, б
2) а, в
3) б, г
4) в, г

46
Задание 10 № 660

Не­до­воль­ство маг­на­тов ВКЛ усло­ви­я­ми Люб­лин­ской унии было вы­зва­но:

1) угро­зой утра­ты по­ли­ти­че­ско­го вли­я­ния в новом го­су­дар­стве
2) установлением в государстве абсолютной монархии
3) огра­ни­че­ни­ем шля­хет­ских воль­но­стей
4) рас­ши­ре­ни­ем на бе­ло­рус­ско-ли­тов­ских зем­лях уни­ат­ства

47
Задание 11 № 661

С целью ускоренного восстановления разрушенного войнами сельского хозяйства феодалы ВКЛ в начале XVIII в.:

1) передали землю крестьянам в частную собственность
2) ликвидировали крепостное право
3) начали создавать фермерские хозяйства
4) переводили крестьян с барщины на чинш

48
Задание 14 № 664

Опре­де­ли­те ме­ро­при­я­тия пра­ви­тель­ства Речи Поспо­ли­той в конце XVIII в., на­прав­лен­ные на пре­одо­ле­ние по­ли­ти­че­ско­го кри­зи­са:

 

а — ли­ше­ние без­зе­мель­ной шлях­ты права из­би­рать по­слов на об­ще­го­су­дар­ствен­ный сейм

б — осво­бож­де­ние кре­стьян от кре­пост­ной за­ви­си­мо­сти

в — про­воз­гла­ше­ние ка­то­ли­че­ства еди­ной го­су­дар­ствен­ной ре­ли­ги­ей

г — на­де­ле­ние мещан пра­вом по­сы­лать своих пред­ста­ви­те­лей на сейм

1) а, б
2) б, в
3) а, г
4) в, г

49
Задание 10 № 710

Согласно Статуту ВКЛ 1588 г.:

1) уравнивалась в правах шляхта ВКЛ и Польши
2) определялся государственный статус старобелорусского языка
3) униатство провозглашалось государственной религией
4) разрешалось наделять землей польскую шляхту

50
Задание 13 № 713

Заключению Брестской церковной унии (1596) оказал поддержку король Речи Посполитой:

1) Стефан Баторий
2) Сигизмунд III Ваза
3) Август II Сильный
4) Станислав Лещинский

51
Задание 14 № 714

Определите цели вмешательства России, Австрии и Пруссии во внутренние дела Речи Посполитой в XVIII в.:

 

а — укрепление центральной власти монарха

б — сохранение политической нестабильности в стране

в — прекращение процесса реформирования политического строя государства

г — ограничение политических прав шляхты

1) а, б
2) а, г
3) б, в
4) в, г

52
Задание 40 № 740

Определите три исторических события, которые произошли во второй половине XVII — первой половине XVIII в.

 

1) поход казаков под руководством С. Наливайко на земли ВКЛ

2) Северная война между Швецией и Речью Посполитой

3) восстание крестьян под руководством В. Ващилы

4) заключение Андрусовского перемирия

5) восстание под руководством Т. Костюшко

6) второй раздел Речи Посполитой

 

Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 245.


53
Задание 10 № 760

Опре­де­ли­те ха­рак­тер­ные черты по­ли­ти­че­ско­го строя Речи Поспо­ли­той:

 

а — со­хра­не­ние в ВКЛ и Поль­ше от­дель­ных за­ко­но­да­тель­ства и су­деб­ной си­сте­мы

б — про­ве­де­ние общей внеш­ней по­ли­ти­ки Поль­ши и ВКЛ

в — упразд­не­ние шля­хет­ских воль­но­стей

г — вы­бо­ры от­дель­но­го мо­нар­ха для ВКЛ и Поль­ши

1) а, б
2) б, в
3) в, г
4) а, г

54
Задание 12 № 762

Опре­де­ли­те один из ито­гов Контр­ре­фор­ма­ции в ВКЛ:

1) упа­док цер­ков­но­го об­ра­зо­ва­ния;
2) укреп­ле­ние по­зи­ций пра­во­слав­ной церк­ви;
3) уста­нов­ле­ние го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля над ка­то­ли­че­ской цер­ко­вью;
4) из­гна­ние за пре­де­лы го­су­дар­ства наи­бо­лее ра­ди­каль­ных сто­рон­ни­ков Ре­фор­ма­ции.

55
Задание 13 № 763

Го­су­дар­ствен­ный де­я­тель, маг­нат, ме­це­нат, гет­ман ве­ли­кий ВКЛ, ко­то­рый в 1771 г. под­дер­жал Бар­скую кон­фе­де­ра­цию, ос­но­вал в Сло­ни­ме ма­ну­фак­ту­ры, ти­по­гра­фию, театр, — это:

1) Я. Ясин­ский;
2) М. Огин­ский;
3) Т. Ко­стюш­ко;
4) А. Чарто­рый­ский.

56
Задание 14 № 764

Про­чи­тай­те от­ры­вок из ате­и­сти­че­ско­го про­из­ве­де­ния вто­рой по­ло­ви­ны XVII в.

 

«...Че­ло­век — тво­рец бога, а бог — со­зда­ние че­ло­ве­ка. Таким об­ра­зом — люди — твор­цы и со­зда­те­ли бога...

...Ре­ли­гия уста­нов­ле­на лю­дь­ми не­ве­ру­ю­щи­ми, чтобы их по­чи­та­ли... Вера в бога вве­де­на без­бож­ни­ка­ми. Страх божий все­ля­ет­ся теми, кто, не имея стра­ха, все де­ла­ет для того, чтобы (их) бо­я­лись».

 

Опре­де­ли­те фа­ми­лию ав­то­ра про­из­ве­де­ния:

1) И. Потей;
2) К. Лы­щин­ский;
3) П. Скар­га;
4) В. Тя­пин­ский.

57
Задание 10 № 810

Определите причины образования Речи Посполитой:

 

а — тяжелое положение ВКЛ в Северной войне

б — желание великокняжеской шляхты получить равные с магнатами политические права

в — стремление католической церкви расширить свое влияние на восточнославянские земли

г — активизация антифеодальных выступлений в ВКЛ и Польше

1) а, б
2) б, в
3) а, в
4) в, г

58
Задание 11 № 811

Купцы в ВКЛ во вто­рой по­ло­ви­не XVI — XVII в. объ­еди­ня­лись в:

1) ор­де­ны;
2) юри­ди­ки;
3) кон­фе­де­ра­ции;
4) гиль­дии.

59
Задание 12 № 812

Де­я­тель­ность про­те­стант­ских общин в ВКЛ спо­соб­ство­ва­ла:

1) рас­про­стра­не­нию про­све­ще­ния и бла­го­тво­ри­тель­но­сти в об­ще­стве;
2) лик­ви­да­ции кре­пост­ной за­ви­си­мо­сти кре­стьян;
3) вве­де­нию Кон­сти­ту­ции в Речи Поспо­ли­той;
4) пре­вра­ще­нию каль­ви­низ­ма в го­су­дар­ствен­ную ре­ли­гию.

60
Задание 13 № 813

Государственный деятель, канцлер ВКЛ, принимал участие в Ливонской войне, возглавлял комиссию по подготовке Статута ВКЛ 1588 г. — это:

1) А. Чарторыйский;
2) И. Хрептович;
3) И. Потоцкий;
4) Л. Сапега.

61
Задание 10 № 860

Опре­де­ли­те пред­по­сыл­ки объ­еди­не­ния Поль­ши и ВКЛ в одно го­су­дар­ство в се­ре­ди­не XVI в.:

 

а — прав­ле­ние пред­ста­ви­те­лей ди­на­стии Ягел­ло­нов од­но­вре­мен­но в ВКЛ и Поль­ше

б — под­держ­ка объ­еди­ни­тель­ных про­цес­сов со сто­ро­ны ка­то­ли­че­ской церк­ви

в — по­бе­да Ре­фор­ма­ции на зем­лях ВКЛ и Поль­ши

г — на­ли­чие еди­но­го эко­но­ми­че­ско­го про­стран­ства

1) а, б
2) б, в
3) а, г
4) в, г

62
Задание 12 № 862

Воз­рож­де­нию идеи цер­ков­ной унии в ВКЛ во вто­рой по­ло­ви­не XVI в. со­дей­ство­ва­ла(-о):

1) де­я­тель­ность пра­во­слав­ных братств
2) под­держ­ка идеи унии со сто­ро­ны вер­хов­ной вла­сти
3) гос­под­ство идей Про­све­ще­ния в об­ще­стве
4) под­держ­ка идеи унии со сто­ро­ны Мос­ков­ско­го го­су­дар­ства

63
Задание 13 № 863

Опре­де­ли­те фа­ми­лию из­вест­но­го ар­хи­тек­то­ра XVIII в., ко­то­рый раз­ра­бо­тал ар­хи­тек­тур­ный стиль — ви­лен­ское ба­рок­ко ру­ко­во­дил пе­ре­строй­кой По­лоц­ко­го Со­фий­ско­го со­бо­ра:

1) И. Шре­тер
2) К. Жда­но­вич
3) Я. К. Глау­битц
4) П. Ев­се­е­вич

64
Задание 10 № 910

Опре­де­ли­те при­чи­ны за­клю­че­ния Люб­лин­ской унии:

 

а — тя­же­лое внеш­не­по­ли­ти­че­ское по­ло­же­ние ВКЛ в Ли­вон­ской войне

б — стрем­ле­ние пра­во­слав­ной церк­ви рас­про­стра­нить свое вли­я­ние на За­пад­ную Ев­ро­пу

в — стрем­ле­ние поль­ской шлях­ты по­лу­чить земли в ВКЛ

г — не­об­хо­ди­мость сов­мест­ной борь­бы про­тив кре­сто­нос­цев и мон­го­ло-татар

1) а, б
2) б, в
3) а, в
4) в, г

65
Задание 11 № 911

Во время проведения экономических реформ в ВКЛ во второй половине XVIII в. для контроля над финансами была (был) создана (создан):

1) Скарбовая комиссия ВКЛ
2) Эдукационная комиссия
3) Постоянная Рада
4) Трибунал ВКЛ

66
Задание 12 № 912

Опре­де­ли­те при­чи­ну ослаб­ле­ния по­зи­ций ка­то­ли­че­ской церк­ви в ВКЛ во вто­рой по­ло­ви­не XVI в.:

1) рас­про­стра­не­ние Ре­фор­ма­ции
2) за­клю­че­ние Люб­лин­ской унии
3) уве­ли­че­ние на­ло­гов с вла­де­ний ка­то­ли­че­ской церк­ви
4) от­сут­ствие под­держ­ки со сто­ро­ны вер­хов­ной вла­сти

67
Задание 13 № 913

Го­су­дар­ствен­ный де­я­тель ВКЛ, маг­нат, про­тив­ник го­су­дар­ствен­ной унии с Поль­шей, ме­це­нат, при под­держ­ке ко­то­ро­го в Бре­сте была ос­но­ва­на пер­вая на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си ре­фор­ма­ци­он­ная ти­по­гра­фия, — это:

1) М. Смот­риц­кий
2) О. Во­ло­вич
3) И. По­тоц­кий
4) Н. Радзивилл Черный

68
Задание 9 № 959

Высшим органом государственной власти в Речи Посполитой являлась(-ся):

1) Великокняжеская Рада
2) Синод
3) Государственная дума
4) вальный сейм (сойм)

69
Задание 10 № 960

Согласно магдебургскому праву жители городов ВКЛ получили возможность:

 

а — участвовать в работе вального сейма (сойма)

б — освободиться от феодальной зависимости и повинностей

в — выбирать органы городского самоуправления

г — осуществлять беспошлинную внешнюю торговлю

1) а, б
2) в, г
3) б, в
4) а, г

70
Задание 11 № 961

Определите одно из последствий Северной войны (1700—1721) для Речи Посполитой:

1) заключение Кейданской унии со Швецией
2) обострение внутриполитического кризиса
3) возвращение Чернигова и Левобережной Украины в состав Речи Посполитой
4) укрепление в государстве центральной власти

71
Задание 13 № 963

Определите одну из причин кризиса Речи Посполитой в XVIII в.:

1) национальная и религиозная политика государства
2) проведение политических и экономических реформ
3) ограничение политических прав и свобод шляхты
4) наличие абсолютной монархии

72
Задание 9 № 1009

В политической системе Речи Посполитой за ВКЛ и Польшей сохранялся(-ось, -ась) отдельный(-ое, -ая):

1) монарх
2) законодательство
3) сейм (сойм)
4) внешняя политика

73
Задание 10 № 1010

Опре­де­ли­те ха­рак­тер­ные черты хо­зяй­ствен­ной жизни Бе­ла­ру­си во вто­рой по­ло­ви­не XVI — на­ча­ле XVII в.:

 

а — со­кра­ще­ние то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний

б — про­ве­де­ние аг­рар­ной ре­фор­мы

в — ак­тив­ный рост ма­ну­фак­тур­но­го про­из­вод­ства

г — ин­тен­сив­ный рост го­ро­дов

1) а, в
2) б, г
3) г, а
4) б, в

74
Задание 11 № 1011

Во время войны Рос­сии и Речи Поспо­ли­той 1654—1667 гг. от­ря­ды «шишей» вы­сту­па­ли с целью:

1) воз­рож­де­ния са­мо­сто­я­тель­но­сти ВКЛ
2) пе­ре­да­чи бе­ло­рус­ских зе­мель Рос­сии
3) за­щи­ты от гра­бе­жей и са­мо­управ­ства рос­сий­ско­го вой­ска
4) раз­вер­ты­ва­ния ре­ли­ги­оз­ной войны про­тив уни­ат­ства

75
Задание 9 № 1059

Согласно условиям Люблинской унии для ВКЛ и Польши в составе Речи Посполитой вводилась(-ся, -ось):

1) общая администрация
2) совместный сейм (сойм)
3) единое законодательство
4) общее войско

76
Задание 10 № 1060

Определите тенденции в развитии городов на территории Беларуси в XVI — первой половине XVII в.:

 

а — разложение цеховой организации

б — рост количества городов

в — отсутствие социальных конфликтов

г — увеличение количества городского населения

1) а, б
2) в, г
3) а, в
4) б, г

77
Задание 11 № 1061

Войны XVII — на­ча­ла XVIII в. при­ве­ли Речь Поспо­ли­тую к:

1) укреп­ле­нию доб­ро­со­сед­ских свя­зей с Рос­си­ей
2) уси­ле­нию по­ли­ти­че­ско­го вли­я­ния в Во­сточ­ной Ев­ро­пе
3) глу­бо­ко­му эко­но­ми­че­ско­му упад­ку
4) подъ­ему эко­но­ми­че­ско­го мо­гу­ще­ства

78
Задание 13 № 1063

Определите задачу, которая стояла перед Речью Посполитой во второй половине XVIII в.:

1) необходимость расторжения Люблинской унии
2) закрепление господства в Восточной Европе
3) проведение политических и экономических реформ
4) расширение политических прав шляхты

79
Задание 14 № 1064

Пра­во­слав­ный ре­ли­ги­оз­ный де­я­тель, ос­но­ва­тель Мо­ги­лев­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии, про­по­вед­ник про­све­ще­ния и ве­ро­тер­пи­мо­сти — это:

1) Г. Конисский
2) К. Семенович
3) П. Скар­га
4) К. Лыщинский

80
Задание 9 № 1109

Со­глас­но ре­ше­нию сейма (сойма) от 1673 г. каж­дый тре­тий сейм (сойм) Речи Поспо­ли­той дол­жен был со­би­рать­ся в го­ро­де:

1) Мен­ске (Мин­ске)
2) Ви­теб­ске
3) Мо­ги­ле­ве
4) Городне (Гродно)

81
Задание 10 № 1110

Ремесленники объединялись в цеха с целями:

 

а — защиты городского ремесленного производства от конкуренции

б — получения права участия в работе сейма (сойма)

в — налаживания сбыта ремесленной продукции

г — освобождения от налогов в пользу города

1) в, г
2) б, а
3) а, в
4) г, б

82
Задание 11 № 1111

Определите одну из причин вступления России в войну с Речью Посполитой 1654— 1667 гг.:

1) стремление защитить права протестантского населения
2) заключение Речью Посполитой антироссийского союза с Турцией
3) стремление присоединить к своей территории украинские земли
4) желание оказать помощь ВКЛ в возвращении политической независимости

83
Задание 13 № 1113

Согласно Конституции Речи Посполитой 1791 г.:

1) образовался Трибунал ВКЛ
2) отменялось крепостное право
3) ликвидировалась монархия и провозглашалась республика
4) отменялась выборность королевской власти

84
Задание 9 № 1159

Созданию Речи Посполитой содействовал(-о, -а):

1) кризис феодальной системы
2) стремление шляхты ВКЛ расширить свои права
3) возрастание влияния православной церкви в Польше
4) отмена крепостного права в Польше

85
Задание 10 № 1160

Реформационное движение в ВКЛ способствовало:

1) реформированию политической системы
2) расширению просвещения и благотворительности в обществе
3) ослаблению феодального угнетения
4) укреплению позиций православной церкви

86
Задание 13 № 1163

Г. Конисский, М. Смотрицкий, С. Полоцкий вошли в историю Беларуси XVII—XVIII вв. как известные:

1) руководители шляхетских восстаний
2) церковные и культурные деятели
3) государственные чиновники
4) идеологи Реформации

87
Задание 9 № 1209

О сохранении определенной самостоятельности ВКЛ в составе Речи посполитой свидетельствовало:

1) право шляхты создавать конфедерации
2) проведение поветовых сеймиков
3) принятие III Статута ВКЛ
4) проведение самостоятельной внешней политики

88
Задание 10 № 1210

Вер­хов­ная власть Речи Поспо­ли­той, под­дер­жи­вая идею цер­ков­ной унии, стре­ми­лась:

1) объ­еди­нить на­се­ле­ние во­круг цен­траль­ной вла­сти
2) под­дер­жать и углу­бить Ре­фор­ма­цию в ВКЛ
3) укре­пить ав­то­ри­тет пра­во­слав­ной церк­ви
4) осла­бить фе­о­даль­ное угне­те­ние кре­стьян

89
Задание 13 № 1213

Де­я­тель бе­ло­рус­ской куль­ту­ры XVII в. К. Се­ме­но­вич яв­ля­ет­ся ав­то­ром:

1) зна­ме­ни­то­го по­ло­не­за «Про­ща­ние с Ро­ди­ной»
2) на­уч­но­го труда «Ве­ли­кое ис­кус­ство ар­тил­ле­рии»
3) сбор­ни­ка пьес «Ко­ме­дии и тра­ге­дии»
4) трак­та­та «О не­су­ще­ство­ва­нии Бога»

90
Задание 10 № 1260

Деятельность униатской церкви в ВКЛ способствовала:

1) укреплению авторитета православной церкви
2) сохранению культурно-языковой традиции белорусов
3) переходу большинства населения в кальвинизм
4) реформированию политической системы

91
Задание 11 № 1261

Цехами в ВКЛ в XVI—XVIII вв. назывались:

1) православные культурно-просветительские организации
2) профессиональные объединения ремесленников
3) военно-политические объединения шляхты
4) хозяйственно-административные единицы

92
Задание 10 № 1310

Деятельность протестантских общин в ВКЛ содействовала:

1) росту авторитета католической церкви
2) распространению идей гуманизма
3) сохранению православных традиций
4) распространению атеизма и религиозной нетерпимости

93
Задание 13 № 1313

Определите итог реформы образования 1770—1790-х гг. в Речи Посполитой:

1) перевод обучения в школах на белорусский язык
2) открытие Горы-Горецкого земледельческого института
3) введение обязательного среднего образования
4) доступность образования для всех сословий

94
Задание 12 № 1362

Маг­на­ты и часть шлях­ты ВКЛ под­дер­жа­ли Ре­фор­ма­цию с целью:

1) со­здать от­дель­ную Ли­тов­скую мит­ро­по­лию
2) под­дер­жать пра­во­слав­ную цер­ковь в по­ис­ках вы­хо­да из кри­зи­са
3) от­ме­же­вать­ся от ка­то­ли­че­ской Поль­ши и за­кре­пить обособ­лен­ность ВКЛ
4) за­кре­пить «зо­ло­тые шля­хет­ские воль­но­сти»

95
Задание 14 № 1364

Со­глас­но ре­ше­ни­ям Че­ты­рех­лет­не­го сейма (сойма) (1788—1792):

1) ме­ща­не по­лу­чи­ли право участ­во­вать в ра­бо­те сейма
2) под­твер­жда­лись все права и при­ви­ле­гии шлях­ты
3) со­хра­ня­лась вы­бор­ность ко­ро­ля
4) лик­ви­ди­ро­ва­лось кре­пост­ное право

96
Задание 12 № 1412

Верховная власть Речи Посполитой, которая поддержала заключение церковной унии, рассчитывала:

1) восстановить авторитет православной церкви
2) улучшить отношения с Московской державой
3) поддержать распространение протестантизма
4) объединить все население вокруг верховной власти

97
Задание 14 № 1414

Согласно Конституции Речи Посполитой 3 мая 1791 г.:

1) крестьяне получали землю в частную собственность
2) сохранялось разделение державы на ВКЛ и Польшу
3) расширялись права и свободы шляхты
4) создавались общая армия и финансы

98
Задание 15 № 1415

Самым приметным явлением в развитии культуры на территории Беларуси во второй половине XVII — XVIII в. было:

1) появление кинематографа
2) основание исторических музеев
3) существование крепостных театров
4) зарождение фотографии

99
Задание 12 № 1462

Часть пра­во­слав­ных епи­ско­пов, ко­то­рая под­дер­жа­ла за­клю­че­ние Бе­ре­стей­ской (Брест­ской) цер­ков­ной унии, рас­счи­ты­ва­ла:

1) вер­нуть церк­ви былой ав­то­ри­тет в об­ще­стве
2) осла­бить фе­о­даль­ную экс­плу­а­та­цию кре­стьян­ства
3) до­стичь вза­и­мо­по­ни­ма­ния с про­те­стан­та­ми
4) сгла­дить со­ци­аль­ные про­ти­во­ре­чия в об­ще­стве

100
Задание 14 № 1464

Опре­де­ли­те цель вос­ста­ния под ру­ко­вод­ством Т. Ко­стюш­ко (1794):

1) до­бить­ся не­за­ви­си­мо­сти ВКЛ от Поль­ши
2) со­хра­нить це­лост­ность и су­ве­ре­ни­тет Речи Поспо­ли­той
3) лик­ви­ди­ро­вать уни­ат­скую цер­ковь
4) от­ме­нить кре­пост­ное право

101
Задание 12 № 1512

Опре­де­ли­те одно из усло­вий Бе­ре­стей­ской (Брест­ской) цер­ков­ной унии:

1) от­ме­ня­лись пра­во­слав­ные празд­ни­ки и об­ря­ды
2) уни­ат­ская цер­ковь при­зна­ва­ла вер­хо­вен­ство Ва­ти­ка­на
3) лик­ви­ди­ро­ва­лись ка­то­ли­че­ские мо­на­ше­ские ор­де­ны
4) от­ме­ня­лась вы­пла­та цер­ков­ной де­ся­ти­ны

102
Задание 9 № 1609

Одной из причин заключения Люблинской унии было тяжелое положение ВКЛ в войне с:

1) крестоносцами
2) крымскими татарами
3) Московским государством
4) Турцией

103
Задание 11 № 1611

В 1562 г. в Не­свиж­ской ти­по­гра­фии С. Буд­ным было из­да­но про­из­ве­де­ние:

1) Рад­зи­вил­лов­ская Биб­лия
2) «Ка­те­хи­зис»
3) «Еван­ге­лие»
4) «О един­стве церк­ви Бо­жьей»

104
Задание 12 № 1612

В со­от­вет­ствии с усло­ви­я­ми По­ля­нов­ско­го мир­но­го до­го­во­ра (1634) к Рос­сий­ско­му го­су­дар­ству ото­шла тер­ри­то­рия Речи Поспо­ли­той, обо­зна­чен­ная на карте циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

105
Задание 13 № 1613

Прочитайте отрывок из «Паренетики [напоминания] одного к своей Руси» И. Потея (1605).

 

Не паможа і вера, як ласкі не маеш.

Пахваляешся верай, ды Бога не знаеш...

А ці ж вашыя продкі дрэннае ўчынілі:

3 Рымам еднасць каб меці, захады рабілі.

Вось жа ліст, што таму ўжо сто гадоў пісаны

I да Сікста, да Рыму, вашымі пасланы.

Называюць там Папу Пастырам Царкоўным

I Царквы Божай нашай Біскупам вярхоўным...

 

В своем произведении И. Потей поддерживает идею:

1) подчинения униатской церкви папе римскому
2) запрещения деятельности на территории ВКЛ нехристианских конфессий
3) введения в Речи Посполитой свободы вероисповедания
4) подчинения униатской церкви константинопольскому патриарху

106
Задание 9 № 1659

Согласно положениям Люблинской унии польская шляхта на территории ВКЛ получила право:

1) держать войско;
2) проводить сеймы;
3) приобретать имения и землю;
4) возводить крепости.

107
Задание 11 № 1661

План объ­еди­не­ния пра­во­слав­ной и ка­то­ли­че­ской церк­ви был пред­ло­жен в из­дан­ной в 1577 г. книге:

1) «О един­стве церк­ви Бо­жьей» П. Скар­ги;
2) «Об оправ­да­нии греш­но­го че­ло­ве­ка перед Богом» С. Буд­но­го;
3) «Апо­стол» Ф. Ско­ри­ны;
4) «Ча­со­слов» С. Со­бо­ля.

108
Задание 12 № 1662

Тер­ри­то­рия, ко­то­рая ото­шла к Рос­сий­ской им­пе­рии в ре­зуль­та­те тре­тье­го раз­де­ла Речи Поспо­ли­той, обо­зна­че­на на карте циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

109
Задание 13 № 1663

Про­чи­тай­те от­ры­вок из «Де­ся­ти­лет­ней по­ве­сти о во­ен­ных делах пана Кришто­фа Рад­зи­вил­ла» А. Римши.

 

...Так ка­роль разам з вой­скам да Дзісны дабраўся,

Над Дзвіною ракою трохі за­тры­маўся...

Поль­ны гет­ман за рэчку мае йсці на­пе­рад,

Першы ён пе­ра­правіць зброю ды жаўнераў.

Тут ка­роль і Бе­ке­ша з вен­грамі ад­правіў,

Каб за гет­ма­нам сле­дам вояў пе­ра­правіў.

Ва­яво­да віленскі быць на­ступ­ны мае,

Сын яго маскоўцам шаб­ляй па­гра­жае.

А затым і Ста­фані [Ба­то­рый] за Дзвіну падаўся,

Там пра По­лацк і Сокал раіцца сабраўся...

 

Опре­де­ли­те, о со­бы­ти­ях какой войны упо­ми­на­ет­ся в про­из­ве­де­нии:

1) Ве­ли­кая война 1409—1411 гг.;
2) Ли­вон­ская война 1558—1583 гг.;
3) ка­зац­ко-кре­стьян­ская война 1648—1651 гг.;
4) Се­вер­ная война 1700—1721 гг.

110
Задание 9 № 1709

Тяжелое политическое положение ВКЛ в Ливонской войне привело к заключению унии:

1) Флорентийской;
2) Кревской;
3) Люблинской;
4) Брестской.

111
Задание 11 № 1711

Одним из инициаторов объединения католической и православной церкви в Речи Посполитой выступил(-и):

1) константинопольский патриарх;
2) папа римский;
3) великий князь московский;
4) православные братства.

112
Задание 12 № 1712

В со­от­вет­ствии с усло­ви­я­ми По­ля­нов­ско­го мир­но­го до­го­во­ра (1634) к Рос­сий­ско­му го­су­дар­ству ото­шла тер­ри­то­рия Речи Поспо­ли­той, обо­зна­чен­ная на карте циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

113
Задание 13 № 1713

Про­чи­тай­те от­ры­вок из «Хро­ни­ки поль­ской, ли­тов­ской, жо­мойт­ской и всея Руси» М. Стрый­ков­ско­го.

 

...Глінскі Міхал, як бачыў — мост ужо га­то­вы,

Да літвы сваёй мовіў гэтакія словы:

Каб за маці-ай­чы­ну мужна ва­явалі,

Ад пагібелі лютай мужна ра­та­валі...

Так казаў, каб ад­важ­на во­ра­га зма­галі

Ды бра­там, што ў няволі, жыцці ра­та­валі...

 

Опре­де­ли­те битву, ко­то­рой по­свя­щен от­ры­вок:

1) Ку­ли­ков­ская битва 1380 г.;
2) Грюн­вальд­ская битва 1410 г.;
3) Клец­кая битва 1506 г.;
4) Ор­шан­ская битва 1514 г.

114
Задание 9 № 1759

Вспо­мо­га­тель­ным за­ня­ти­ем сель­ско­го на­се­ле­ния Бе­ла­ру­си в XIII— XV вв. счи­та­лась(-ось):

1) охота
2) вы­ра­щи­ва­ние зерна
3) животноводство
4) куз­неч­ное дело

115
Задание 11 № 1761

При­чи­ной Ли­вон­ской войны была борь­ба Шве­ции, Дании, Поль­ши, Ве­ли­ко­го Кня­же­ства Ли­тов­ско­го, Рос­сии за:

1) По­лоц­кие земли
2) земли Эс­то­нии
3) г. Кёнигсберг
4) земли Во­сточ­ной При­бал­ти­ки

116
Задание 12 № 1762

Хо­зяй­ствен­ный про­цесс в стра­нах За­пад­ной Ев­ро­пы, по­вли­яв­ший на эко­но­ми­ку ВКЛ в XV—XVI вв., — это:

1) углуб­ле­ние раз­де­ле­ния труда между го­ро­дом и де­рев­ней
2) по­яв­ле­ние фер­мер­ства
3) воз­рас­та­ние спро­са на сель­ско­хо­зяй­ствен­ную про­дук­цию
4) пе­ре­ход от це­хо­вой ор­га­ни­за­ции ре­мес­лен­но­го труда к ка­пи­та­ли­сти­че­ской ма­ну­фак­ту­ре

117
Задание 13 № 1763

Ос­нов­ны­ми участ­ни­ка­ми ре­фор­ма­ци­он­но­го дви­же­ния в Бе­ла­ру­си в се­ре­ди­не XVI в. была(-и):

1) буржуазия
2) шлях­та и ме­ща­не
3) крестьяне
4) ка­то­ли­че­ская цер­ковь

118
Задание 9 № 1809

В Сред­не­ве­ко­вье зерно мо­ло­ти­ли с по­мо­щью руч­но­го ин­стру­мен­та, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся:

1) де­ре­вян­ный цеп
2) ка­мен­ные жер­но­ва
3) де­ре­вян­ная ступа
4) же­лез­ный серп

119
Задание 11 № 1811

В 1559 г. Ли­вон­ский орден пе­ре­шел под:

1) сов­мест­ную власть ВКЛ и Поль­ши
2) про­тек­то­рат (опеку) ВКЛ
3) власть мос­ков­ско­го царя Ивана IV
4) про­тек­то­рат (опеку) Шве­ции

120
Задание 12 № 1812

Ре­ор­га­ни­за­ция бар­ско­го двора в фоль­варк в XV — пер­вой по­ло­ви­не XVI в. преду­смат­ри­ва­ла:

1) на­де­ле­ние кре­стьян зем­лей
2) рас­ши­ре­ние пло­ща­ди бар­ской пашни
3) пе­ре­ход к мно­го­поль­но­му се­во­обо­ро­ту
4) ме­ха­ни­за­цию сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го труда

121
Задание 13 № 1813

Та­ин­ство в хри­сти­ан­стве, ко­то­рое при­зна­ва­ли каль­ви­ни­сты, — это:

1) ми­ро­по­ма­за­ние
2) по­ка­я­ние
3) при­ча­стие
4) брак

122
Задание 9 № 1859

Рост го­род­ско­го на­се­ле­ния в XIII—XVII вв. на бе­ло­рус­ских зем­лях про­ис­хо­дил в ос­нов­ном за счет:

1) пе­ре­се­ле­ния в го­ро­да ев­рей­ско­го на­се­ле­ния
2) вы­со­ко­го уров­ня рож­да­е­мо­сти
3) пе­ре­се­ле­ния в го­ро­да кре­стьян
4) пе­ре­ез­да в го­ро­да ма­сте­ров из стран Ев­ро­пы

123
Задание 11 № 1861

Со­гла­сие на при­со­еди­не­ние к Поль­ше Под­ля­шья, Во­лы­ни, Ки­ев­щи­ны и По­до­лья во время за­клю­че­ния Люб­лин­ской унии дал(-и, -а):

1) канц­лер ВКЛ Н. Рад­зи­вилл Рыжий
2) маг­на­ты ВКЛ
3) мест­ная по­ве­то­вая шлях­та
4) сейм ВКЛ

124
Задание 12 № 1862

Одной из целей аг­рар­ной ре­фор­мы 1557 г. в ВКЛ было:

1) освобождение крестьян от феодальной зависимости
2) со­зда­ние ху­тор­ских кре­стьян­ских хо­зяйств
3) упо­ря­до­че­ние кре­стьян­ских по­вин­но­стей
4) обес­пе­че­ние ма­ну­фак­тур сель­ско­хо­зяй­ствен­ным сы­рьем

125
Задание 13 № 1863

Те­че­ние в ре­фор­ма­ци­он­ном дви­же­нии Ев­ро­пы в XVI — пер­вой по­ло­ви­не XVII в., сто­рон­ни­ки ко­то­ро­го от­ри­ца­ют дог­мат о три­един­стве Бога, на­зы­ва­ет­ся:

1) ари­ан­ство
2) каль­ви­низм
3) лю­те­ран­ство
4) цвин­гли­ан­ство

Пройти тестирование по этим заданиям