№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Знание терминологии
1.

Прочитайте выдержку из 10-й статьи Статута ВКЛ 1588 г.

 

«...Усё рыцарства, шляхту Вялікага Княства, пры вольнасцях іх звыклых, якія ад нас, гаспадара, і ад продкаў нашых ім нададзены, будзем павінны захоўваць і трымаць...»

 

Данный документ свидетельствует о (об):

1) юридической защите шляхетских прав
2) уравнении в правах всех сословий в государстве
3) формировании в ВКЛ абсолютной монархии
4) ограничении прав и привилегий шляхты
2.

Установите соответствие.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ   ТЕРМИН, ПОНЯТИЕ

А) одно из крупнейших течений протестантизма

Б) усиление влияния церкви на общественную и культурную жизнь

В) религиозно-политическая организация православного населения в ВКЛ

Г) процесс присоединения к польской культуре и распространение польского языка

 

1) клерикализация

2) братство

3) полонизация

4) кальвинизм

 

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв левого столбца. Например А2Б3В4Г1.

3.

Одним из авторов декларации церковной унии (1596) являлся православный епископ:

1) И. Потей
2) В. Тяпинский
3) С. Будный
4) Г. Конисский
4.

Конституцией Речи Посполитой 3 мая 1791 г. предусматривалась(-ось):

 

а — ликвидация крепостного права

б — расширение прав и свобод шляхты

в — создание единого правительства для ВКЛ и Польши

г — создание судов, независимых от администрации

1) а, б
2) б, в
3) а, г
4) в, г
5.

Запишите название категории крестьян в ВКЛ в XV — первой половине XVI к., которые лишались права переходить от одного феодала к другому.

6.

На белорусских землях в XVI—XVIII вв. фольварком называлось(-ся; -ась):

1) феодальное хозяйство
2) законодательный акт
3) феодальная повинность
4) форма организации торговли
7.

Запишите название части города, которая подчинялась феодалу или церковному учреждению и на жителей которой не распространялась власть органов городского самоуправления.

8.

Крестьяне, которые в XVI — первой половине XVII в. выполняли разные работы при дворе феодала, назывались:

1) данники
2) закупы
3) крестьяне-слуги
4) тяглые
9.

Согласно Конституции Речи Посполитой 3 мая 1791 г. ликвидировался(-ось; -ась):

1) первый раздел Речи Посполитой
2) право «либерум вето»
3) абсолютная монархия в государстве
4) Эдукационная комиссия
10.

Запишите называние ремесленников на территории Беларуси в XVI—XVIII вв., которые жили в городе или около него и не входили в ремесленные цехи.

11.

Запишите название земельной меры и единицы обложения крестьян налогами и повинностями, введенной согласно аграрной реформе 1557 г.

12.

Против распространения униатства на территории ВКЛ выступил(-и):

1) король Речи Посполитой
2) орден иезуитов
3) Сенат
4) православные братства
13.

Варшавский сейм Речи Посполитой, на котором были утверждены Кардинальные права, состоялся в:

1) 1697 г.
2) 1717 г.
3) 1768 г.
4) 1773 г.
14.

Запишите название категории крестьян в ВКЛ в XV — первой половине XVI к., которым разрешался переход от одного феодала к другому.

15.

Варшавский сейм Речи Посполитой, на котором диссидентам были даны равные права с католиками, состоялся в:

1) 1623 г.
2) 1655 г.
3) 1717 г.
4) 1768 г.
16.

Согласно условиям Брестской церковной унии (1596) униатские верующие на территории ВКЛ переходили под власть:

1) константинопольского патриарха
2) киевского митрополита
3) московского патриарха
4) папы римского
17.

Диссидентские конфедерации (Слуцкая и Торуньская) были созданы в:

1) 1697 г.
2) 1717 г.
3) 1740 г.
4) 1767 г.
18.

Экономическое развитие ВКЛ во второй половине XVIII в. характеризовалось:

1) ликвидацией фольварочно-барщинной системы
2) упадком городов и сокращением количества городского населения
3) расширением магнатского предпринимательства
4) введением подушной подати
19.

В ВКЛ в XV—XVIII вв. небольшой населенный пункт городского типа — это:

1) юридика;
2) повет;
3) местечко;
4) староство.
20.

Установите соответствие.

 

Орган управления, учреждение   Название

A) высший апелляционный суд ВКЛ

Б) светское учреждение по руководству системой школьного образования в Речи Поспо- литой

B) одна из палат сейма Речи Посполитой

Г) временное революционное правительство в ВКЛ во время восстания 1794 г.

 

1) Наивысшая литовская рада

2) Посольская Изба

3) Трибунал ВКЛ

4) Эдукационная комиссия

 

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв левого столбца. Например А2Б3В4Г1.

21.

Установите соответствие.

 

Определение   Понятие, термин

A) ремесленники, которые жили в городе или около него и не входили в ремесленные цехи

Б) название участников отрядов самообороны (в официальных российских документах), которые воевали против российской власти во время войны Речи Посполитой и России в 1654—1667 гг.

B) представители крупного купечества в ВКЛ, которые занимались преимущественно внешней торговлей

Г) верующие-христиане, которые не придерживались господствующего католического вероисповедания в Речи Посполитой

 

1) портачи

2) шиши

3) диссиденты

4) гости

 

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв левого столбца. Например А2Б3В4Г1.

22.

Установите соответствие.

 

Определение   Понятие, термин

A) религиозно-политическая организация православного населения в ВКЛ

Б) выборный административный и судебный орган городского самоуправления

B) учебное заведение в ВКЛ в XVI—XVIII вв.

Г) часть города, которая подчинялась феодалу или церковному учреждению и на жителей которой не распространялась власть органов городского самоуправления

 

1) магистрат

2) юридика

3) братство

4) коллегиум

 

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв левого столбца. Например А2Б3В4Г1.

23.

Запишите название повинности, введенной в Беларуси после разделов Речи Посполитой, согласно которой крестьяне и мещане обязывались выделять определенное количество лиц мужского пола для службы в российской армии.

24.

Установите соответствие.

 

Определение   Понятие, термин

A) течение в христианстве, сторонники которого отрицали догмат о триединстве Бога

Б) усиление влияния церкви на общественную и культурную жизнь

B) религиозное и общественно-политическое движение в Европе в XVI — первой половине XVII в.

Г) процесс присоединения к польской культуре и распространения польского языка

 

1) клерикализация

2) Реформация

3) полонизация

4) арианство

 

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв левого столбца. Например А2Б3В4Г1.

25.

Обособленный надел земли, выделенный крестьянской семье из сельского общинного землепользования в одном месте взамен ранее существовавших в нескольких местах «полос» земли, на который не переносилась крестьянская усадьба, — это ...

26.

Проводниками идей Просвещения на территории ВКЛ являлись представители:

1) крестьянства
2) буржуазии
3) пролетариата
4) шляхты
27.

Ведущие позиции в развитии образования Беларуси во второй половине XVII — первой половине XVIII в. занимал монашеский орден:

1) иезуитов
2) базилиан
3) пиаров
4) доминиканцев
28.

Первым в Европе светским руководящим учреждением в области просвещения стала образованная в Речи Посполитой в 1773 г.:

1) Эдукационная комиссия
2) Скарбовая комиссия
3) Главная школа
4) «Стража прав»
29.

Запишите название отдельной части города, которая находилась под властью магната или церковного учреждения и на жителей которой не распространялась административная и судебная власть магистрата.

30.

Запишите название первого сборника законов ВКЛ, изданного во второй половине XV в.

31.

Запишите название унии, заключенной в конце XIV в. между ВКЛ и Польшей, в результате которой Ягайло стал польским королем.

32.

В обществе ВКЛ в XVI—XVIII вв. «бобылями», «кутниками», «халупниками» называли:

1) мелких торговцев
2) сельскую администрацию
3) безземельных крестьян
4) членов цехов
33.

Запишите название временного объединения шляхты с целью поддержки вооруженной силой определенных политических требований.

34.

Наибольшую активность в просветительской деятельности на территории Беларуси со второй половины XVI в. проявляли представители католического ордена:

1) францисканцев
2) иезуитов
3) кармелитов
4) доминиканцев
35.

Прочитайте выдержку из документа и запишите название крестьянской повинности, о которой сообщается в тексте.

 

«Кто б после заказа не вышел на работу, то за такое непослушание должен отработать за первый день два дня, не покидая территории панского двора, аза второй — четыре дня, тоже находясь при дворе. Если кто-либо не вышел на работу все три дня или на протяжении шести недель раз в неделю, то за эту неделю в цепях должен работать при дворе».

36.

Высшим учебным заведением на территории ВКЛ в XVIII в. являлась(-ся):

1) Главная школа ВКЛ
2) Краковский университет
3) Молодечненская учительская семинария
4) Славяно-греко-латинская академия
37.

Религиозно-культурные и политические организации, которые занимались просвещением православного населения ВКЛ, назывались:

1) цехи
2) братства
3) коллегиумы
4) сборы
38.

Для развития торговли на белорусских землях во второй половине XVI — XVII в. было характерно:

1) отсутствие профессиональных объединений купцов
2) расширение постоянной магазинной торговли
3) значительное сокращение внешней торговли
4) отсутствие единого внутреннего рынка
39.

Определите три правовые нормы государственного строя Речи Посполитой, входящие в Кардинальные права и утвержденные на Варшавском сейме 1768 г. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 124.

1) Право шляхты на образование конфедераций;

2) отмена права «либерум вето»;

3) свободный выбор короля;

4) ликвидация магдебургского права в городах;

5) наличие судов, независимых от администрации;

6) право шляхты владеть землей и крестьянами.

40.

Особенностью развития мануфактурного производства на белорусских землях в первой половине XVIII в. являлось(-ся):

1) создание мануфактур преимущественно на средства мешан и купцов;
2) приглашение для работы на мануфактурах иностранных мастеров;
3) появление первых мануфактур в Минске, Витебске и других крупных городах;
4) выпуск первыми мануфактурами товаров, рассчитанных на массового потребителя.
41.

Определите три положения Конституции 3 мая 1791г., принятой на Четырехлетием сейме. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 124.

 

1) Ликвидация крепостного права;

2) расширение прав и свобод шляхты;

3) создание судов, независимых от администрации;

4) создание единого правительства для ВКЛ и Польши;

5) введение права крестьян на владение землей;

6) создание для ВКЛ и Польши общего войска и финансов.

42.

В белорусских городах во второй половине XVI — XVII в. юридики:

1) не подлежали судебной и административной власти магистрата;
2) пользовались преимуществами, предоставляемыми магдебургским правом;
3) создавались только в мелких городах и местечках;
4) заселялись профессиональными воинами, несшими повинность по обеспечению обороноспособности городов.
43.

Определите три предпосылки кризиса Речи Посполитой во второй половине XVIII в. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 124.

 

1) Расширение политических прав мещан;

2) ликвидация сословной структуры общества;

3) наличие неограниченной власти монарха;

4) использование шляхтой права «либерум вето»;

5) потеря общегосударственным сеймом своего значения;

6) выборность королевской власти.

44.

Главной особенностью готических храмов Беларуси были(-о):

1) треугольные островерхие фасады
2) стрельчатые каменные арки
3) удлиненные витражные окна
4) повсеместное украшение помещения скульптурами
45.

Соотнесите элементы двух множеств — события и исторических деятелей, относящихся к периоду существования Речи Посполитой. Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2ВЗГ4.

 

Событие   Год

A) Люблинская уния

Б) казацко-крестьянская война

B) Варшавская конфедерация

Г) восстание Т. Костюшко

 

 

1) дипломат, военный деятель, композитор Михал Клеофас Огинский

2) казацкий полковник, сподвижник Богдана Хмельницкого Михаил Кричевский

3) великий князь литовский и польский король Сигизмунд II Август

4) король Речи Посполитой Станислав Лещинский

46.

В изобразительном искусстве Беларуси второй половины XIII — первой половины XVI в. наиболее активно развивалась:

1) книжная миниатюра
2) иконопись
3) монументальная живопись
4) гравюра
47.

Соотнесите элементы двух множеств — события и исторических деятелей, относящихся к периоду существования Речи Посполитой. Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2ВЗГ4.

 

Событие   Год

A) Кричевское восстание

Б) Ливонская война

B) создание Конституции 3 мая 1791 г. в Речи Посполитой

Г) издание Статутов ВКЛ 1529, 1566 гг.

 

 

1) король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский

2) крестьянин Василий Ващила

3) король Речи Посполитой Стефан Баторий

4) канцлер ВКЛ Остафий Волович

48.

Хронист, который подробно описал битву под Грюнвальдом, — это:

1) Александр Гваньини
2) Генрих Латвийский
3) Мартин Бельский
4) Ян Длугош
49.

Соотнесите элементы двух множеств — события и исторических деятелей, относящихся к периоду существования Речи Посполитой. Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2ВЗГ4.

 

Событие   Год

A) Сандомирская конфедерация

Б) война Речи Посполитой со Швецией

B) подписание Люблинской унии

Г) борьба за Смоленск

 

1) король Речи Посполитой Владислав IV Ваза

2) великий гетман ВКЛ Ян Ходкевич

3) король Речи Посполитой Август II Сильный

4) великий князь литовский и польский король Сигизмунд II Август